ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВУЗА КАК СИСТЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Авторы

  • Рахманова Диляра Рустемовна Автор

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17460888

Ключевые слова:

психологическое сопровождение, самоорганизация, саморегуляция, развитие, вуз, система, общая психология, благополучие, адаптация

Аннотация

В статье рассматривается психологическое сопровождение высшего учебного заведения как
самоорганизующаяся система, направленная на развитие потенциала участников образовательного процесса. С
позиции общей психологии показано, что функции сопровождения, определённые в стандартах Международной
ассоциации консультативных служб (IACS), отражают универсальные механизмы саморегуляции, адаптации
и личностного роста. Анализируются закономерности эволюции психологических служб вузов и их функции в
контексте принципов системности, активности и субъектности. Обосновывается, что система психологического
сопровождения является важнейшим механизмом развития и устойчивости образовательной среды.

Биография автора

  • Рахманова Диляра Рустемовна

    Негосударственное высшее образовательное учреждение
    Profi University, Узбекистан

Библиографические ссылки

1. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.

2. Петровский А. В. Социальное развитие личности. – М.: Педагогика, 1987.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983.

4. Rogers C. Client-Centered Therapy. – Boston: Houghton Mifflin, 1951.

5. Super D. Career Development: Theory and Practice. – New York: Harper, 1957.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. – М.: Смысл, 1999.

7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Класс, 2001.

8. International Association of Counseling Services (IACS). Standards for University Counseling Centers. – 2013, 2023.

9. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1994.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Педагогика, 1989.

11. Принс Дж. Mental Health Services in Higher Education. – London: Routledge, 2015.

Загрузки

Опубликован

2025-10-01

Как цитировать

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВУЗА КАК СИСТЕМА САМООРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. (2025). MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI, 3(10). https://doi.org/10.5281/zenodo.17460888