Стратегии лингвистического моделирования в обучении русскому языку и их роль в формировании идентичности студентов
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.17434056Ключевые слова:
прагматика, аксиология, лингвистическое моделирование, целевой язык, профессиональная идентичность, профессиональные ценности.Аннотация
В статье рассматриваются методы лингвистического анализа, способствующие формированию про-
фессиональной идентичности студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному. Поднимается
важная гипотеза о том, что эффективное освоение языка требует учёта фундаментальных культурных ценностей
и их адекватной лингвистической интерпретации. Авторы предлагают прагматическое и аксиологическое лингви-
стическое моделирование в качестве ключевого инструмента преподавания русского языка, разрабатывают мето-
дологию данного подхода и демонстрируют его потенциал на материале профессионального дискурса. Исследо-
вание показывает, каким образом можно реализовать лингвистическое моделирование через комплексный анализ
дискурса, включающий прагматико-коммуникативный, функциональный и лингвоаксиологический подходы. Эти
методы позволяют выявлять доминирующие аксиологические сферы и формировать концепции, насыщенные
ценностным содержанием, что особенно важно для профессионального общения в образовательном контексте.
Процедура анализа способствует глубокому пониманию ценностей, заложенных в языке, и служит основой для
развития профессиональных компетенций студентов.
Предложенный подход акцентирует внимание на необходимости интеграции культурных и профессиональных
аспектов в процесс обучения, что делает его более целостным и эффективным. Таким образом, лингвистическое
моделирование не только обогащает процесс изучения языка, но и способствует формированию у студентов
навыков, значимых для их будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты могут быть исполь-
зованы для оптимизации учебных программ по русскому языку в высших учебных заведениях, ориентированных
на подготовку высококвалифицированных специалистов
Библиографические ссылки
1. Багиян А. Ю., Ширяева Т. А., Аликаева Л. С., Доткулова З. О., Тогузаева М. Р. (2019). Формирование професси-
ональной идентичности в научно-популярном IT-дискурсе: дискурсивные маркеры и их функциональный диа-
пазон. Гуманитарные науки, 7 (6), 263–270.
2. Бардови-Харлиг К., Моссман С., Су Ю. (2019). Интеграция научных исследований по второму языку, прагматике
и корпусному обучению. В кн.: Дикейзер Р. М., Ботана Г. П. (ред.). Исследование SLA, имеющее значение для
работы в классе: согласование методологических требований и педагогической применимости. Джон Бенджа-
минс, 55–82.
3. Боас Ф. (1966). Цели антропологических исследований. В: Боас Ф. (ред.). Раса, язык и культура. Free Press,
Нью-Йорк, 243–259.
4. Браун Г., Юл Г. (1983). Анализ дискурса. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Нью-Йорк.
5. Ричард А. В. (2008). Культурный релятивизм 2.0. Сигг. Антропол., 49 (3), 363–383.
6. Крусс Р. Л., Крусс С. Р., Штайнерт Ю. (ред.) (2016). Обучение профессионализму врачей: поддержка развития
профессиональной идентичности. Издательство Кембриджского университета, Кембридж.
7. Фридеричи А. Д., Хомский Н., Бервик Р. К., Моро А., Болхуис Дж. Дж. (2017). Язык, сознание и мозг. Nature
Human Behaviour, 1 (10), 713–722.
8. Испас С. (2016). Эпистемологические аспекты педагогики. Научная философия, 4, 59–68.
9. Джексон Д. (2016). Переосмысление возможностей трудоустройства выпускников: важность предпрофессио-
нальной идентичности. Высшее образование, 35 (5), 925–939.
10. Крой М. (2002). Философия сознания, когнитивная наука и педагогическая техника. Метафилософия, 33 (1–2),
49–69.
11. Мейер П. С., Остерхерт И. Э. (2018). Развитие личности учащихся-учителей в контексте “обучения ради твор-
чества”. В соавт. с П. А. Шутцем, Дж. Хонгом, Фрэнсисом, округ Колумбия. В кн.: Исследование идентичности
учителей. Springer, Cham, 121–130.
12. Шамов А. Н. (2007). Лингводидактические основы когнитивного подхода в организации обучения лексике в
средней школе: монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 28 с.
13. Шатилов С. Ф. (1977). Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебное пособие для сту-
дентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 223 с.
14. Комарова Е. В. (2015). Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования сред-
ствами иностранного языка. Гуманитарные научные исследования, № 1, ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://
human.snauka.ru/2015/01/9423.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.