Стратегии лингвистического моделирования в обучении русскому языку и их роль в формировании идентичности студентов

Авторы

  • Рузметова Наргиза Ахмедовна Автор
  • Рузметова Хилола Абдушориповна Автор

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17434056

Ключевые слова:

прагматика, аксиология, лингвистическое моделирование, целевой язык, профессиональная идентичность, профессиональные ценности.

Аннотация

В статье рассматриваются методы лингвистического анализа, способствующие формированию про-
фессиональной идентичности студентов в процессе обучения русскому языку как иностранному. Поднимается
важная гипотеза о том, что эффективное освоение языка требует учёта фундаментальных культурных ценностей
и их адекватной лингвистической интерпретации. Авторы предлагают прагматическое и аксиологическое лингви-
стическое моделирование в качестве ключевого инструмента преподавания русского языка, разрабатывают мето-
дологию данного подхода и демонстрируют его потенциал на материале профессионального дискурса. Исследо-
вание показывает, каким образом можно реализовать лингвистическое моделирование через комплексный анализ
дискурса, включающий прагматико-коммуникативный, функциональный и лингвоаксиологический подходы. Эти
методы позволяют выявлять доминирующие аксиологические сферы и формировать концепции, насыщенные
ценностным содержанием, что особенно важно для профессионального общения в образовательном контексте.
Процедура анализа способствует глубокому пониманию ценностей, заложенных в языке, и служит основой для
развития профессиональных компетенций студентов.
Предложенный подход акцентирует внимание на необходимости интеграции культурных и профессиональных
аспектов в процесс обучения, что делает его более целостным и эффективным. Таким образом, лингвистическое
моделирование не только обогащает процесс изучения языка, но и способствует формированию у студентов
навыков, значимых для их будущей профессиональной деятельности. Полученные результаты могут быть исполь-
зованы для оптимизации учебных программ по русскому языку в высших учебных заведениях, ориентированных
на подготовку высококвалифицированных специалистов

Биографии авторов

  • Рузметова Наргиза Ахмедовна

    Ташкентский международный университет КИМЁ
    старший преподаватель кафедры Русского языка

  • Рузметова Хилола Абдушориповна


    Кандидат педагогических наук, доцент
    Узбекистанский национальный педагогический университет имени Низами

Библиографические ссылки

1. Багиян А. Ю., Ширяева Т. А., Аликаева Л. С., Доткулова З. О., Тогузаева М. Р. (2019). Формирование професси-

ональной идентичности в научно-популярном IT-дискурсе: дискурсивные маркеры и их функциональный диа-

пазон. Гуманитарные науки, 7 (6), 263–270.

2. Бардови-Харлиг К., Моссман С., Су Ю. (2019). Интеграция научных исследований по второму языку, прагматике

и корпусному обучению. В кн.: Дикейзер Р. М., Ботана Г. П. (ред.). Исследование SLA, имеющее значение для

работы в классе: согласование методологических требований и педагогической применимости. Джон Бенджа-

минс, 55–82.

3. Боас Ф. (1966). Цели антропологических исследований. В: Боас Ф. (ред.). Раса, язык и культура. Free Press,

Нью-Йорк, 243–259.

4. Браун Г., Юл Г. (1983). Анализ дискурса. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Нью-Йорк.

5. Ричард А. В. (2008). Культурный релятивизм 2.0. Сигг. Антропол., 49 (3), 363–383.

6. Крусс Р. Л., Крусс С. Р., Штайнерт Ю. (ред.) (2016). Обучение профессионализму врачей: поддержка развития

профессиональной идентичности. Издательство Кембриджского университета, Кембридж.

7. Фридеричи А. Д., Хомский Н., Бервик Р. К., Моро А., Болхуис Дж. Дж. (2017). Язык, сознание и мозг. Nature

Human Behaviour, 1 (10), 713–722.

8. Испас С. (2016). Эпистемологические аспекты педагогики. Научная философия, 4, 59–68.

9. Джексон Д. (2016). Переосмысление возможностей трудоустройства выпускников: важность предпрофессио-

нальной идентичности. Высшее образование, 35 (5), 925–939.

10. Крой М. (2002). Философия сознания, когнитивная наука и педагогическая техника. Метафилософия, 33 (1–2),

49–69.

11. Мейер П. С., Остерхерт И. Э. (2018). Развитие личности учащихся-учителей в контексте “обучения ради твор-

чества”. В соавт. с П. А. Шутцем, Дж. Хонгом, Фрэнсисом, округ Колумбия. В кн.: Исследование идентичности

учителей. Springer, Cham, 121–130.

12. Шамов А. Н. (2007). Лингводидактические основы когнитивного подхода в организации обучения лексике в

средней школе: монография. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 28 с.

13. Шатилов С. Ф. (1977). Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебное пособие для сту-

дентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 223 с.

14. Комарова Е. В. (2015). Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования сред-

ствами иностранного языка. Гуманитарные научные исследования, № 1, ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://

human.snauka.ru/2015/01/9423.

Загрузки

Опубликован

2025-10-03

Как цитировать

Стратегии лингвистического моделирования в обучении русскому языку и их роль в формировании идентичности студентов. (2025). MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI, 3(10). https://doi.org/10.5281/zenodo.17434056