Духовные основы педагогического мастерства в трудах русских и узбекских педагогов-гуманистов

Авторы

  • Костишина К. Автор
  • Рустам-Валиева Г. Автор
  • Рахимова М. Автор
  • Утегенова Г. Автор
  • Холмирзаев Х. Д. Автор

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17499450

Ключевые слова:

духовные основы педагогики, педагогическое мастерство, гуманистическая парадигма, рус- ская педагогическая традиция, узбекская педагогическая традиция, сравнительная педагогика, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, нравственное воспитание, учитель-наставник

Аннотация

В статье представлен многоаспектный сравнительно-исторический анализ духовных основ педаго-
гического мастерства в трудах русских и узбекских педагогов-гуманистов. На основе герменевтического анализа
первоисточников и компаративистского подхода исследуются философско-антропологические и аксиологиче-
ские основания педагогических систем К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского в русской традиции
и Аль-Фараби, Абу Али ибн Сины (Авиценны) в узбекской. Выявлены ключевые системообразующие принципы:
антропоцентризм, приоритет нравственности, любовь как педагогическая категория, сакральный статус учите-
ля-наставника. Подчёркивается, что специфика духовных основ определяется различиями религиозно-философ-
ского и культурно-исторического контекстов (идея служения народу и идеал совершенного человека). Доказыва-
ется, что диалог двух традиций обладает значительным эвристическим потенциалом для преодоления кризиса
ценностей в условиях глобализации образования и формирования личностно-ориентированной педагогики

Биографии авторов

  • Костишина К.

    Магистранты второго года обучения НПУУз им. Низами

  • Рустам-Валиева Г.

    Магистранты второго года обучения НПУУз им. Низами

  • Рахимова М.

    Магистранты второго года обучения НПУУз им. Низами

  • Утегенова Г.

    Магистранты второго года обучения НПУУз им. Низами

  • Холмирзаев Х. Д.

    Научный консультант:
    К. и. н. и. о., проф. кафедры
    Основы духовности и правовое образование НПУУз им. Низами

Библиографические ссылки

1. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская //

Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 12–18.

2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995.

– 448 с.

3. Нишоналиева, У.Н. Педагогические идеи мыслителей Востока / У.Н. Нишоналиева. – Ташкент: Укитувчи, 2000.

– 256 с.

4. Слободчиков, В.И. Антропологический смысл исследования духовно-нравственного развития детства / В.И.

Слободчиков // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 19–29.

5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1973. – 288 с.

6. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.

7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1 / К.Д. Ушинский //

Собр. соч.: в 11 т. – М.–Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Т. 8. – 776 с.

8. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. – М.–Л.: Изд-во

АПН РСФСР, 1948. – Т. 2. – С. 69–166.

9. Аль-Фараби, Абу Наср. Философские трактаты / Аль-Фараби. – Алма-Ата: Наука, 1970. – 310 с.

10. Ибн Сина (Авиценна). Книга знания (Даниш-намэ) / Ибн Сина. – Ташкент: Фан, 1999. – 245 с.

11. Хайруллаев, М.М. Узбекская философская мысль эпохи Возрождения (IX–XII вв.) / М.М. Хайруллаев. – Таш-

кент: Фан, 1990. – 190 с.

Загрузки

Опубликован

2025-10-03

Как цитировать

Духовные основы педагогического мастерства в трудах русских и узбекских педагогов-гуманистов. (2025). MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI, 3(10). https://doi.org/10.5281/zenodo.17499450