Духовные основы педагогического мастерства в трудах русских и узбекских педагогов-гуманистов
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.17499450Ключевые слова:
духовные основы педагогики, педагогическое мастерство, гуманистическая парадигма, рус- ская педагогическая традиция, узбекская педагогическая традиция, сравнительная педагогика, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Аль-Фараби, Абу Али ибн Сина, нравственное воспитание, учитель-наставникАннотация
В статье представлен многоаспектный сравнительно-исторический анализ духовных основ педаго-
гического мастерства в трудах русских и узбекских педагогов-гуманистов. На основе герменевтического анализа
первоисточников и компаративистского подхода исследуются философско-антропологические и аксиологиче-
ские основания педагогических систем К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.А. Сухомлинского в русской традиции
и Аль-Фараби, Абу Али ибн Сины (Авиценны) в узбекской. Выявлены ключевые системообразующие принципы:
антропоцентризм, приоритет нравственности, любовь как педагогическая категория, сакральный статус учите-
ля-наставника. Подчёркивается, что специфика духовных основ определяется различиями религиозно-философ-
ского и культурно-исторического контекстов (идея служения народу и идеал совершенного человека). Доказыва-
ется, что диалог двух традиций обладает значительным эвристическим потенциалом для преодоления кризиса
ценностей в условиях глобализации образования и формирования личностно-ориентированной педагогики
Библиографические ссылки
1. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская //
Педагогика. – 1997. – № 4. – С. 12–18.
2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995.
– 448 с.
3. Нишоналиева, У.Н. Педагогические идеи мыслителей Востока / У.Н. Нишоналиева. – Ташкент: Укитувчи, 2000.
– 256 с.
4. Слободчиков, В.И. Антропологический смысл исследования духовно-нравственного развития детства / В.И.
Слободчиков // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2. – С. 19–29.
5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев: Радянська школа, 1973. – 288 с.
6. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. – М.: Педагогика, 1989. – 542 с.
7. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1 / К.Д. Ушинский //
Собр. соч.: в 11 т. – М.–Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. – Т. 8. – 776 с.
8. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский // Собр. соч.: в 11 т. – М.–Л.: Изд-во
АПН РСФСР, 1948. – Т. 2. – С. 69–166.
9. Аль-Фараби, Абу Наср. Философские трактаты / Аль-Фараби. – Алма-Ата: Наука, 1970. – 310 с.
10. Ибн Сина (Авиценна). Книга знания (Даниш-намэ) / Ибн Сина. – Ташкент: Фан, 1999. – 245 с.
11. Хайруллаев, М.М. Узбекская философская мысль эпохи Возрождения (IX–XII вв.) / М.М. Хайруллаев. – Таш-
кент: Фан, 1990. – 190 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.