Когнитивные стили обучающихся как ключевой нейропсихологический компонент

Авторы

  • Эгамбердиева Фарида Октамовна Автор

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17492858

Ключевые слова:

когнитивные стили, нейропсихология, индивидуализация обучения, когнитивная гибкость, метакогнитивная компетентность

Аннотация

В статье рассматриваются когнитивные стили как нейропсихологическая основа индивидуализации
образовательного процесса. Раскрыта их роль в формировании когнитивной гибкости, саморегуляции и мета-
когнитивных навыков обучающихся. Использованы методы контент- и сравнительного анализа, позволившие
выделить ключевые дихотомии когнитивных стилей: “зависимость – независимость от поля”, “импульсивность –
рефлективность” и “аналитичность – холизм”. Установлено, что учет когнитивных особенностей студентов способ-
ствует повышению мотивации, академической успешности и эффективности педагогического взаимодействия

Биография автора

  • Эгамбердиева Фарида Октамовна

    Профессор кафедры “Педагогика непрерывного образования”,
    Ориентал университет

Библиографические ссылки

1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1982.

3. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. – М.: Смысл, 2007.

4. Виткин Г. А. Когнитивные стили в обучении. // Психологический журнал, 1978, № 4.

5. Журавлёва Е. М. Когнитивная психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2019.

6. Резник С. Д. Нейропсихология и образование. – СПб.: Питер, 2021.

7. Петрова И. В. Когнитивные стили и индивидуализация обучения. – М.: Просвещение, 2016.

8. Соловьёва А. Д. Нейропсихологическая диагностика в образовательной практике. – М.: Смысл, 2018.

9. Zhang, L. F., Sternberg, R. J. Thinking Styles. – New York: Cambridge University Press, 2005.

10. Doidge, N. The Brain That Changes Itself. – New York: Viking Press, 2007.

11. Evans, J. St. B. T. Dual-Processing Accounts of Reasoning. // Annual Review of Psychology, 2008, Vol. 59.

12. Riding, R. J., Cheema, I. Cognitive Styles – An Overview and Integration. // Educational Psychology, 1991, Vol. 11(3).

13. Damirovna, E. S., Oktamovna, E. F., Khumoyun, E., & Yulduz, E. Psycholinguistic Conditions in Vocabulary Acquisition.

// International Journal on Integrated Education, 2019, Vol. 2(3), pp. 23–25.

Загрузки

Опубликован

2025-10-03

Как цитировать

Когнитивные стили обучающихся как ключевой нейропсихологический компонент. (2025). MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI, 3(10). https://doi.org/10.5281/zenodo.17492858