Когнитивные стили обучающихся как ключевой нейропсихологический компонент
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.17492858Ключевые слова:
когнитивные стили, нейропсихология, индивидуализация обучения, когнитивная гибкость, метакогнитивная компетентностьАннотация
В статье рассматриваются когнитивные стили как нейропсихологическая основа индивидуализации
образовательного процесса. Раскрыта их роль в формировании когнитивной гибкости, саморегуляции и мета-
когнитивных навыков обучающихся. Использованы методы контент- и сравнительного анализа, позволившие
выделить ключевые дихотомии когнитивных стилей: “зависимость – независимость от поля”, “импульсивность –
рефлективность” и “аналитичность – холизм”. Установлено, что учет когнитивных особенностей студентов способ-
ствует повышению мотивации, академической успешности и эффективности педагогического взаимодействия
Библиографические ссылки
1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Педагогика, 1982.
3. Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. – М.: Смысл, 2007.
4. Виткин Г. А. Когнитивные стили в обучении. // Психологический журнал, 1978, № 4.
5. Журавлёва Е. М. Когнитивная психология: учебное пособие. – М.: Академический проект, 2019.
6. Резник С. Д. Нейропсихология и образование. – СПб.: Питер, 2021.
7. Петрова И. В. Когнитивные стили и индивидуализация обучения. – М.: Просвещение, 2016.
8. Соловьёва А. Д. Нейропсихологическая диагностика в образовательной практике. – М.: Смысл, 2018.
9. Zhang, L. F., Sternberg, R. J. Thinking Styles. – New York: Cambridge University Press, 2005.
10. Doidge, N. The Brain That Changes Itself. – New York: Viking Press, 2007.
11. Evans, J. St. B. T. Dual-Processing Accounts of Reasoning. // Annual Review of Psychology, 2008, Vol. 59.
12. Riding, R. J., Cheema, I. Cognitive Styles – An Overview and Integration. // Educational Psychology, 1991, Vol. 11(3).
13. Damirovna, E. S., Oktamovna, E. F., Khumoyun, E., & Yulduz, E. Psycholinguistic Conditions in Vocabulary Acquisition.
// International Journal on Integrated Education, 2019, Vol. 2(3), pp. 23–25.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.