Методология типологического и сравнительного анализа детского фольклора

Авторы

  • Азмиева Э. Э. Автор

DOI:

https://doi.org/10.5281/zenodo.17405879

Ключевые слова:

детский фольклор, типологизация, жанровая классификация, сравнительно-типологический метод, устное народное творчество, колыбельные песни, пестушки, считалки, загадки, игровые песни, социали- зация ребёнка, эстетическое воспитание, национальная культура

Аннотация

В статье рассматривается проблема типологизации детского фольклора как одного из значимых
направлений современной фольклористики. Исследование основано на сравнительно-типологическом подходе
и уделяет внимание универсальным особенностям фольклора, проявляющимся в устойчивых идеях, образах и
структурах, отражающих закономерности культурного развития человечества. Подчеркивается, что типологиче-
ский метод является фундаментом для исторического и морфологического анализа устных текстов, позволяя
выявить сходства и различия между произведениями различных народов. Особое внимание уделено классифи-
кации и систематизации жанров детского фольклора по функциональным, жанровым и возрастным критериям. В
функциональном аспекте выделяются развлекательная, развивающая, социализирующая, эстетическая и маги-
ческая функции детского фольклора. Анализируются жанры колыбельных песен, пестушек, потешек, считалок,
жеребьёвок, загадок, скороговорок, прибауток, игровых и календарных песен, дразнилок, пословиц и поговорок.
Результаты исследования показывают, что детский фольклор играет важную роль в формировании личности
ребёнка, развитии его речи, мышления, памяти и воображения, а также в приобщении к национальной куль-
туре и традициям. Возрастной принцип типологизации позволяет определить оптимальные жанры для различных
этапов детского развития – от младенчества до младшего школьного возраста

Биография автора

  • Азмиева Э. Э.


    Кандидат педагогических наук,
    и.о. профессора кафедры русского языка
    и литературы университета Альфраганус

Библиографические ссылки

1. Grishina, I. S. (2023). Vospitatel’nyy potentsial fol’klora v poznavatel’nom i lichnostnom razvitii mladshikh podrostkov

[The educational potential of folklore in the cognitive and personal development of younger adolescents]. Mir nauki,

kul’tury, obrazovaniya, (3), 100. ISSN 1991-5497.

2. MAAM.ru. (n.d.). Folklor kak sredstvo esteticheskogo i rechevogo razvitiya doshkol’nikov [Folklore as a means of

aesthetic and speech development of preschoolers]. Retrieved from https://www.maam.ru/detskijsad/-folklor-kaksredstvo-

yesteticheskogo-i-rechevogo-razvitija-doshkolnikov.html

3. Nsportal.ru. (2017, October 25). Issledovatel’skaya rabota “Kolybel’nye pesni v zhizni cheloveka” [Research work

“Lullabies in human life”]. Retrieved from https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/10/25/issledovatelskaya-rabotakolybelnye-

pesni-v-zhizni-cheloveka

4. Dmitrieva, V. (n.d.). Stikhi, pesenki, zagadki, schitalki, pogovorki, poteshki dlya detey [Poems, songs, riddles, counting

rhymes, sayings, nursery rhymes for children]. Retrieved from https://www.litres.ru/book/valentina-dmitrieva/stihipesenki-

zagadki-schitalki-pogovorki-poteshki-dly-4885177/chitat-onlayn/

5. Solodyankina, A. S. (2024, December 24). Rol’ fol’klora v razvitii detey doshkol’nogo vozrasta [The role of folklore in the

development of preschool children]. Vremya razvitiya (Murmanskaya oblast’). Retrieved from https://vremyarazvitiya.

ru/rol-folklora-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta/

6. Anikin, V. P. (2009). Teoriya fol’klora [Theory of folklore]. Moscow, Russia: Nauka.

Загрузки

Опубликован

2025-10-03

Как цитировать

Методология типологического и сравнительного анализа детского фольклора. (2025). MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI, 3(10). https://doi.org/10.5281/zenodo.17405879