Методология типологического и сравнительного анализа детского фольклора
DOI:
https://doi.org/10.5281/zenodo.17405879Ключевые слова:
детский фольклор, типологизация, жанровая классификация, сравнительно-типологический метод, устное народное творчество, колыбельные песни, пестушки, считалки, загадки, игровые песни, социали- зация ребёнка, эстетическое воспитание, национальная культураАннотация
В статье рассматривается проблема типологизации детского фольклора как одного из значимых
направлений современной фольклористики. Исследование основано на сравнительно-типологическом подходе
и уделяет внимание универсальным особенностям фольклора, проявляющимся в устойчивых идеях, образах и
структурах, отражающих закономерности культурного развития человечества. Подчеркивается, что типологиче-
ский метод является фундаментом для исторического и морфологического анализа устных текстов, позволяя
выявить сходства и различия между произведениями различных народов. Особое внимание уделено классифи-
кации и систематизации жанров детского фольклора по функциональным, жанровым и возрастным критериям. В
функциональном аспекте выделяются развлекательная, развивающая, социализирующая, эстетическая и маги-
ческая функции детского фольклора. Анализируются жанры колыбельных песен, пестушек, потешек, считалок,
жеребьёвок, загадок, скороговорок, прибауток, игровых и календарных песен, дразнилок, пословиц и поговорок.
Результаты исследования показывают, что детский фольклор играет важную роль в формировании личности
ребёнка, развитии его речи, мышления, памяти и воображения, а также в приобщении к национальной куль-
туре и традициям. Возрастной принцип типологизации позволяет определить оптимальные жанры для различных
этапов детского развития – от младенчества до младшего школьного возраста
Библиографические ссылки
1. Grishina, I. S. (2023). Vospitatel’nyy potentsial fol’klora v poznavatel’nom i lichnostnom razvitii mladshikh podrostkov
[The educational potential of folklore in the cognitive and personal development of younger adolescents]. Mir nauki,
kul’tury, obrazovaniya, (3), 100. ISSN 1991-5497.
2. MAAM.ru. (n.d.). Folklor kak sredstvo esteticheskogo i rechevogo razvitiya doshkol’nikov [Folklore as a means of
aesthetic and speech development of preschoolers]. Retrieved from https://www.maam.ru/detskijsad/-folklor-kaksredstvo-
yesteticheskogo-i-rechevogo-razvitija-doshkolnikov.html
3. Nsportal.ru. (2017, October 25). Issledovatel’skaya rabota “Kolybel’nye pesni v zhizni cheloveka” [Research work
“Lullabies in human life”]. Retrieved from https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/10/25/issledovatelskaya-rabotakolybelnye-
pesni-v-zhizni-cheloveka
4. Dmitrieva, V. (n.d.). Stikhi, pesenki, zagadki, schitalki, pogovorki, poteshki dlya detey [Poems, songs, riddles, counting
rhymes, sayings, nursery rhymes for children]. Retrieved from https://www.litres.ru/book/valentina-dmitrieva/stihipesenki-
zagadki-schitalki-pogovorki-poteshki-dly-4885177/chitat-onlayn/
5. Solodyankina, A. S. (2024, December 24). Rol’ fol’klora v razvitii detey doshkol’nogo vozrasta [The role of folklore in the
development of preschool children]. Vremya razvitiya (Murmanskaya oblast’). Retrieved from https://vremyarazvitiya.
ru/rol-folklora-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta/
6. Anikin, V. P. (2009). Teoriya fol’klora [Theory of folklore]. Moscow, Russia: Nauka.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 MAKTABGACHA VA MAKTAB TA’LIMI JURNALI

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.